2012
2002
Рус | Eng
+38 (095) 401 67 10
+38 (044) 331 81 17

ДНЕВНИК ДИЗАЙНЕРА

Игра в «пятнашки»

Законы рынка неумолимы: каждый, кто хочет что-нибудь продать – товары, услуги, интеллект или собственную почку (хотя это уже из области фильмов ужасов) – знает, что цены на один и тот же объект продажи могут быть разные.

Нечто похожее происходит и на рынке проектных услуг, где цены за проектирование одного квадратного метра интерьера существенно колеблются. Те, кто «в теме» - как заказчики, так и исполнители – знают, что ее верхний предел может пересекать стодолларовую отметку, а нижний держится где-то на уровне тридцати-сорока условных единиц. Но на этом интеллектуальном рынке вполне возможна какая-то фантастическая «шара» – например, предложение дизайн-проекта интерьера по цене 15$ за кв. м. Что же скрывается за этой волшебной цифрой, на которую так доверчиво «клюют» некоторые неискушенные заказчики? Кто же назначает такую цену?

Традиционно делают это самые «незащищенные слои населения» – новички и студенты-архитекторы, которые еще мало что умеют (но уже чего-то хотят от жизни), а также те, кто давно вышел из младенческого возраста, не став при этом зрелым специалистом. Делают они это по нескольким причинам: во-первых, недооценивают сложность работы, а значит, глубоко в нее не вникают; во-вторых, не намерены тратить на нее большое количество времени, обходясь использованием дизайнерских штампов, а то и опускаясь до откровенной халтуры; и, в-третьих, им абсолютно неинтересно себя совершенствовать, поскольку на заявленную цену их умения и так хватает. Ведь зачислить себя в дизайнеры может кто угодно – например, прораб, достаточно долго «тершийся» на объектах об практикующих архитекторов; профессиональный халтурщик, окончивший такие же профессионально-фальшивые курсы дизайна и, не теряя ни секунды, принявшийся за «работу».

А теперь посмотрим на пятнадцатидолларовый дизайн с практической точки зрения. Заказчик, согласившийся на эту цену, считает ее окончательной. Но очень часто он убеждается в том, что это не так, поскольку на каждом этапе проектирования возникают неоговоренные скрытые работы, за которые опять-таки нужно платить. Например, каждая доделка влечет за собой дополнительные деньги, каждая визуализация – тоже деньги, увеличение количества вариантов – снова деньги, и так до тех пор, пока цена не увеличится как минимум вдвое. Вот такая получается игра в «пятнашки» - причем заказчик в ней гораздо чаще проигрывает, чем выигрывает. Так что известный рекламный слоган «Осторожно – цены падают!» в этой ситуации приобретает буквальное значение